НЕПАЛ

История

Легенды и действительность.

Непал всегда выполнял роль своеобразного "моста" между представителями монголоидных народов Тибета и индоевропейским населением Индостана. Длительное время Непал был торговым посредником между Индией и Китаем. Затем, с открытием других торговых путей между этими странами, его посредническая функция сошла на нет, однако и в настоящее время Непал продолжает извлекать выгоды, пусть и иного свойства, из своего стратегического положения между двумя азиатскими гигантами.

В течение столетий территория Непала то расширялась, захватывая обширную часть современной северной Индии, то сжималась до размеров, едва превышающих территорию Катманду и нескольких соседних городов-государств.

Согласно легендам, долина Катманду была в незапамятные времена огромным озером. Буддистская версия гласит, что герой по имени Маджушри прорубил волшебным мечом брешь в горном хребте, запиравшем сток из озера, и тем самым осушил его. Индуисты же утверждают, что это был бог Кришна (Кришн), который с помощью грома и молнии прорубил узкое ущелье Чобар, через которое и вытекли воды озера. Как бы то ни было, ученые подтверждают, что долина Катманду действительно была в древности дном озера, прорвавшегося около 100000 лет назад на юг именно через ущелье Чобар.

Кирати: начало письменной истории.

Первые письменные свидетельства о Непале относятся ко времени 7-8 вв. до н.э., когда в долине Катманду появились Кирати - монголоидное племя, пришедшее с востока. Хотя имя их первого царя - Яламбар - упоминается в древнеиндийском эпосе Махабхарата, о нем известно очень мало. Другим свидетельством о Кирати являются наскальные надписи, относящиеся к 4 в. до н.э., свидетельствующие о том, что основными их занятиями были овцеводство и земледелие.

Во времена Кирати в долине Катманду стал распространяться буддизм. Есть свидетельства того, что в 6 в до н.э. во время правления 7 (из 28 известных) царя Кирати долину посетил Будда Шакьямуни (известный также как Будда Гаутама, Четвертый Будда или Исторический Будда) вместе со своим учеником Анандой, причем они на некоторое время останавливались в Патане.

Здесь необходимо указать, что Будда Шакьямуни (царевич североиндийского племени Шакьев, или Сакьев), родился в 571 г. до н. э. в местечке Лумбини вблизи современной индо-непальской границы, в 22 км от пограничного перехода Сонаили-Бхаирава. В 2 в. до н.э. великий индийский император-буддист Ашока (правильнее - Ашок) посетил Лумбини и воздвиг там колонну (сохранившуюся до сих пор) в память о рождении Будды. Далее, Ашока прибыл в долину Катманду и воздвиг четыре ритуальных сооружения - ступы - вокруг Патана, также сохранившиеся до сих пор. Возможно, Ашока приказал также надстроить гигантские ступы в Боднатхе (ныне пригород Катманду) и Сваямбунатхе ("Обезьяньем храме"). Его дочери Чарумати приписывают основание деревни Чабахил на дороге от Катманду к Боднатху (ныне находится в городской черте Катманду), строительство там ступы - уменьшенной копии ступы в Боднатхе - и небольшого монастыря.

Период господства Кирати закончился в 3 в. н.э. Считается, что народности Раи и Лимбу современного Непала являются прямыми потомками этого древнейшего населения долины Катманду.

Личчави: индуизм сменяет буддизм.

Влияние буддизма стало ослабевать, а индуизм стал занимать господствующее положение во времена доминирования индоевропейского племени Личчави, вторгшегося в долину Катманду из северной Индии около 300 г. н.э. и свергшего последнего царя Кирати. Начало правления Личчави отмечено внедрением кастовой системы, официально существующей в Непале до сих пор. Вместе с тем, Личчави заложили основы последующих впечатляющих достижений непальцев в архитектуре и искусстве. Наибольшего политического и военного могущества Личчави достигли при Манадеве I, о чем свидетельствует надпись в храме Чангу Нараян в восточной части долины Катманду, датируемая 476 г. н.э. Его преемник Манадева II оставил после себя множество надписей на камнях, главным образом восхваляющих достоинства его матери.

Тхакури: основание Катманду.

Амсуварман, первый царь династии Тхакури, занял престол в 602 г. н.э., унаследовав его от своего тестя из династии Личчави. Амсуварман сумел консолидировать страну благодаря своим родственным связям на юге и севере. Его дочь Бхрикути вышла замуж за тибетского принца (что вновь усилило позиции буддизма в Непале), получив в качестве приданного несколько священных реликвий - личных вещей Будды. Считается, что она была реинкарнацией богини Зеленой Тары - одной из самых популярных персонажей, изображаемых на танка (тибетские росписи по шелку). В то же время ее отец остался известен главным образом своим пристрастием к роскоши. В частности, он воздвиг замечательный по красоте и пышности убранства 7-этажный дворец в Деопатане недалеко от знаменитого храмового комплекса Пашупатинах.

Династия Амсувармана была первой из трех династий Тхакури, и хотя столетия их правления были отмечены многочисленными вторжениями врагов и внутренними смутами, удачное положение долины Катманду позволило королевству уцелеть в вихре истории и даже достичь существенного прогресса во всех областях. Считается, что город Кантипур (сегодняшний Катманду) основан в Х веке царем Гунакамадевой. Его дворец Кастхамандап (Дом Дерева) дал городу его нынешнее название. Дворец этот и сейчас можно видеть на площади Дурбар (Дворцовой).


| Непал | Легенды: Кирати, Тхакури, Личчави | Малла, Шах | Рана, Восстановление династии Шах | От панчаятов к демократии | предыдущая | следующая |