Ущелье Ерзасай.

Коксу прорывает высокий скальный хребет и меняет направление движения с запада на восток. На всем протяжении ущелья борта его крутые, местами скальные бомы. Между ними террасы. Колея автодороги, идущая по правому берегу, обрывается перед скальной стенкой в 5 км. выше р.Караутал. Тропа через тросовую переправу переходит на левый берег, за ущельем р. Караутал поднимается на террасу. Это самый труднодоступный район ущелья. В скальном створе троп вдоль воды нет. Затем ущелье расширяется и вновь сжимается.
  Пр. 47. Л. Валы. Длина 200 м. За устьем левого притока на протяжении 70 м. валы, затем гряда камней, отходящая с левого берега, за левым поворотом - валы, резкие, до 1 м, на протяжении 100 м.
  Пр. 48. Л. Шивера с бочками.
  Пр. 49. Л. Шивера с бочками. На террасе правого берега заброшенная стоянка геологов, ориентир порога. Чалиться для разведки на правый берег.
  Пр. 50. Т. Порог. Длина 400 м. Расположен на крутом левом повороте. На входе струя уходит под правый берег, где, проходя через поперечные гряды, образует слив с бочкой. После поворота навал на центральный камень, затем серия сливов, еще один навал на центральный камень, за ним чуть ниже слив с бочкой у правого берега, слева - гряда надводных камней. За местным левым поворотом струя идет у правого берега, слева после поворота - ворота 3 м. со сливом 1.2 м. В конце порога мощная бочка и серия валов до 1 м, далее большой камень у правого берега и улово. Порог разведан с правого берега. Проходили одновременно, всей группой, впереди - плот. Сначала шли под левым берегом, затем перешли под правый.
  Пр. 51. Л. Шивера. 12 мин. хода. Следует почти сразу за порогом.
  Пр. 52. С. Порог. Расположен после тросовой переправы, на левом повороте реки. Хорошим ориентиром начала порога является памятник на правом берегу. Справа - скальная стенка, перед которой кончается колея дороги. Порог образован скальными выходами с обоих берегов. На входе струя проходит через ряд бочек, на повороте серия валов и резкая бочка. Проходили по струе.
  Пр. 53. Л. Шивера. Начинается за плавным левым поворотом. Перед концом - тросовая переправа.
  Пр. 54. Л. Порог. После впадения левого притока река описывает петлю, в последней части которой (200 м. от устья) слив, через 70 м. слабый прижим. Через 9 мин. хода от этого устья Коксу поворачивает напра- во, и через 200 м. устье р.Караутал.
  Пр. 55.С. Порог "Караутал". Перед устьем левого притока галечный остров с мелкой правой протокой. В левой протоке три последовательных слива до 1 м. с бочками. От устья Караутала Коксу делает петлю в хребте, поворачивая сначала налево, затем направо. Правый берег петли крутой, на левом почти везде террасы.
  Пр. 56. Т. Порог.Длина 400 м. Имеет характер горки, начинается на правом повороте шиверой, напротив которого песчаный пляж левого берега. Сразу за шиверой слева нагромождение камней, сливы между ними. Справа приток. За поворотом центральная струя перепрыгивает через плиту и бьет в центральный камень. За левым поворотом река сжимается с обеих сторон грядами камней, за левой грядой улово, у правой - слив и бочка. Принудительная чалка на левый берег, перед устьем притока. Разведка по левому берегу. Проходили по струе.
  Пр. 57. Т. Порог "Зубы дракона". Длина 200 м. Начинается на следующем правом повороте примерно напротив устья левого притока. В конце правого поворота скала правого берега. Напртив поворота две резкие, мощные бочки. На прямом участке камни в русле. На левом повороте струя уходит вначале в каменную россыпь у правого берега, пройдя которую проходит плотину, перегородившую реку справа налево через соответственно 4-х и 10-и метровые ворота. Первые ворота кончаются сливом 1.5 м, вторые - мощной косой бочкой с валом до 1.5 м. Затем бой в стенку левого берега. В 20 и 40 м. два прижима у левого берега, улово. Разведка по тропе левого берега. Проходили по струе, затем сместились под левый берег для захода в левые ворота. Первым проходил плот, вставший затем на страховку в улово.
  Пр. 58. Т. Порог. Длина 150 м. Следует после предыдущего почти без паузы. Струя переходит под правый берег, где перепрыгивает через плиту, образуя резкий слив более метра и затем бочку, помощнее предыдущей. Проходили по струе. Пункт страховки на левом берегу.
  Пр. 59. Т. Порог.Расположен в 60 м. ниже, начинается пологим сливом с обратным валом, справа крутой слив между двух камней. Далее система резких жестких валов. На выходе из порога от левого берега отходит гряда обливных камней. Проходили по струе под правым берегом.
  Пр. 60. С. Порог. Отделен от предыдущего шиверой 300 м. с мощными бочками и валами. На плавном левом повороте три островка в русле. Центральный остров, с отдельными деревцами и кустарником, в ряде мест соединяется с правым берегом каменными отмелями. Проход только у левого берега. В конце прохода 3-х метровые ворота, валы. Разведка по тропе левого берега, затем, когда тропа ушла на перевал, по курумнику.
  Пр. 61. Л. Струйный порог. Длина 80 м. Следует через 700 - 800 м. Валы и бочки. При появлении больших камней в русле чалиться на правый берег.
  Пр. 62. Т. Порог "Свирепый Гарри". Начинается на слабом правом повороте 300 м. шиверой с бочками и валами, струя идет под правым берегом. За поворотом 100 м. быстроток, под правым берегом струя проходит ряд сливов, бочек. 1-я ступень порога начинается косыми бочками, перегородившими всю реку со сливами 1 м, затем слева узкий язык, полого скатывающийся с горки, справа - слив более 1.5 м. с мощным обратным валом. Далее навал на большой камень справа. Затем река разгоняется в скальном сужении и перед правым поворотом раскачивается серией валов, за которыми наваливается на обломок скалы у левого берега, с которого сваливается направо с 1.5 м. бочкой, часть воды забирается проточкой, идущей вокруг скалы- это 2-я ступень. 3-я ступень начинается в 30 м.ниже: струя, скатываясь в валах и бочках с горки, наваливается на скальный выступ левого берега и через скальное сужение выходит, расши- ряясь и образуя слева улово.
  Пр. 63. Т.Порог-водопад. Расположен в 200 м. ниже в скальном коридоре с низкими стенками. Перед левым поворотом в русле большой камень, который разделяет реку на две струи. Левая проходит через мощный слив 1.5 м. с крутым бугром. У левого берега более высокий бугор. Далее мощный вал и навал на левый берег. Правая струя проходит под правым берегом и заходит на крутой косой слив с обломка скалы 2...2.5 м. Правый бугор, описанный выше, является для обоих сливов общим. Разведка по правому берегу. Два пункта страховки с берега. Первый сразу за сливом. второй в скальном сужении.
  Пр. 64. Т. Порог. Расположен на плавном правом повороте за устьем левого притока и образован размывом его селевого выноса. На крутопадающем участке обливные камни с жесткими мощными бочками и валом до 1.5 м. Разведка по левому берегу. Движение компактной группой с лидером-плотом.
  Пр. 65. Л. Шивера. Длина 2 км. Каскад из 5 шивер, постоянно усложняющихся. Ориентир начала последней шиверы - остров с большим камнем вначале. После последней шиверы при появлении скальных стенок очередного коридора чальться на левый берег.
Пр. 66. С. Порог. Длина 300 м.Расположен на прямом участке реки на входе в скальный коридор. На входе струя смещается от левого берега к правому, слева камни. В правой части крутой слив с обливной плиты.Затем Коксу входит в 200м. скальный коридор. Навыходе из коридора давление на центральный камень, обходимый слева и справа. По выходу - расширение русла.
  Пр. 67. Л. Шивера. На правом повороте и последующем участке валы и бочки.
  Пр. 68. С. Порог. На крутом левом повороте от правого берега отходит гряда камней. Резкие валы в струе. За порогом - трос и спокойный участок реки.
  Пр. 69. С. Порог.Следует через 200 м. ниже троса. Образован двумя последовательно стоящими глыбами в центре реки, с навалом на обе.
  Пр. 70. С. Порог. Длина 100 м. Следует через 500...600 м. На правом повороте перед устьем левого притока камень в центре реки, навал на него.
  Пр. 71. Л. Шивера. Камни, валы, бочки.
  Пр. 72. С. Порог. Следует через километр. На крутом левом повороте от правого берега отходит гряда камней на всю реку, с узким проходом, в котором жесткий вал 1 м, далее прижим к правой стенке.
  Пр. 73. Л. Шиверы. Через 400...500 м. справа крупный приток, после которого Коксу круто поворачивает влево, потом направо. Через 200...300 м. начинается каскад из трех шивер с валами, протяженностью около 2 км.
  Пр. 74. С. Скальный коридор. Длина 800 м. Коридор с невысокими стенками. В конце первой трети коридора - устье правого притока. Вход в коридор на левом повороте, здесь навал на правую стенку с последующим сливом, далее правый пово- рот, сужение, резкие валы до 1 м.
  Препятствия начиная с № 65 проходились компактной группой.

Тактика движения.

Основное внимание при движении в ущелье Ерзасай было уделено неторопливому выдвижению к узловым участкам ущелья - Т-препятствиям - и акцентированию внимания на их прохождении.После проведения глубокой, насколько это было возможно, разведки, определения последовательности и сложности препятствий с их привязкой по ориентирам осуществлялся выход к очередному Т-препятствию и его прохождение. Между узловыми препятствиями группа двигалась компактной колонной, впереди обычно ставился плот, как более устойчивое судно, обеспечивающее плавучую нижнюю страховку. В ряде случаев осуществлялась принудительная чалка. Для этой цели обычно выделялся участник похода, который по окончании разведки оставался для обеспечения чалки. При прохождении Т-препятствий страховка прохождения осуществлялась с береговых пунктов. Препятствия серий "С" и "Л" обычно преодолевались при движении компактной группой. Разведка производилась как по левому, так и по правому берегам. В ряде мест разведка затруднена скальными бомами, необходимы навыки скалолазания.