Техническое описание Язулинского каньона.
 9.07 мы начали сплав. Погода неустойчивая. Несмотря на прошедшие за последние трое суток дожди, уровень воды в Чулышмане остается очень низким. 
 Порог №1- (здесь и далее используется нумерация порогов по Мустафину) - простой порог в красивом каньоне. Перед ним несложная шивера, начинающаяся на крутом правом повороте. Ориентир на каньон и этот порог - крутой обрыв правого берега серого цвета. Проходили без разведки по ярко выраженной струе. 
 Шивера №2 - сорная шивера с небольшим валом. Проходили без разведки центром струи. 
 Шиверы № 3,4 - простые. Проходили сначала в левой трети,затем центром. 
 Шивера № 5 - простая, но довольно мощная шивера. Проходили центром левой протоки. 
 Шивера № 6 - длинная, с обилием камней. Проходили без разведки. Линия движения хорошо видна с воды. 
 Шиверы № 7...11 - короткие шиверы. Легко проходятся без разведки. 
 Порог № 12 - короткий порог в левой протоке. Правая - маловодна. В конце порога слева впадает р.Майрык. Порог образован грядой камней, выступающей от левого берега к стрелке острова. Шли центром левой протоки, а затем попадали в узкие ворота между камнями с поворотом на 40...50 градусов. 
 Шиверы № 13...15 - простые, с выраженной струей. Проходили без разведки. В конце № 14 с левого берега виден след схода оползня или лавины - оголенный лоток, заполненный глиной и галькой. 
 Порог № 17 ("Пестрый") - длинный порог с обилием надводных и подводных камней. Просмотр порога проводили по левому берегу. Первым порог проходил плот и встал на страховку у правого берега в конце порога. Катамаран проходил порог от левого берега, затем среди камней у правого. Конец порога проходили у левого берега, а потом резко уходили к правому. Прошли порог чисто. 
 Порог № 18 ("Двойной") - длинный порог, состоящий из двух резкохарактерных участков. Первый - горка с обилием подводных камней. Второй - сужение русла с сильно вспененной водой. Первую часть суда проходили серединой правой протоки, затем шли к центру смещаясь вправо. В конце порога причалили к правому берегу. Шли без разведки. 
 Шивера № 19 - длинная, с крупными подводными камнями. Проходили сначала у правого берега, затем уходили к левому. На правом берегу нет удобной площадки для ночлега. 
 Порог № 20 ("Мини-пустячок") - короткий, представляет собой слив высотой 1,5 м через всю реку. Правая часть струи бьет в крупный валун у правого берега, а средняя часть идет через подводный камень в сливе. Плот проходил порог левой частью струи. Разведка и страховка по левому берегу. Катамаран был обнесен по левому берегу. 
 Шивера № 21 - с обилием камней. Проходили левой третью русла. Шли без разведки. Разведка возможна по левому берегу. 
 Порог № 22 - короткий, с валами на выходе. Струя хорошо выражена и чиста. Проходили правее центра. Разведка возможна с левого берега. Шли без разведки. 
 Порог № 23 ("Черепаха") - вначале река делится на две протоки валунной отмелью. Левая протока очень мелкая. Поток, разогнавшись на шиверистой части порога, наваливается на скалы правого берега. Ниже отмели в правой части русла крупные обломки скал. Порог проходили, прижимаясь к валунной отмели. Все суда прошли порог чисто. Разведка и страховка возможны по левому берегу. Плот прошел порог без разведки, затем зачалился на левый берег и экипаж плота отстраховал прохождение порога катамараном. 
Примерно в середине шиверы № 24 группа встала на стоянку на правом берегу. Место для стоянки не очень удобное, но остановиться здесь нас вынудил начавшийся дождь. Кроме того, сказалась усталость первого дня сплава. Особенно это касалось экипажа катамарана. Чулышман на этом участке преподнес нам своеобразный сюрприз. В связи с малым уровнем воды река превратилась здесь в сплошную шиверу. Препятствия плавно переходили одно в другое, что затрудняло ориентировку и потребовало постоянного внимания к сплаву. Слаломный характер реки отнял много сил у экипажей, расслабившихся в предыдущие три дня во время вынужденного неторопливого строительства судов. 
 30.07 группа продолжила сплав. После прохождения плот зачалился на левый берег, с которого проводилась страховка катамарана. Во время прохождения катамаран получил повреждение надувных элементов. Ремонт отнял около 1,5 часов. 
 Порог № 25 - начинается шиверой, в конце которой водопадный слив высотой около 1 м. Слив проходили в левой части между крупных обливных камней. Разведка возможна с левого берега, а страховка с правого. После прохождения порога зачалились на правый берег и встали на обед, во время приготовления которого была проведена разведка до порога № 33. 
 Порог № 26 - расположен на S-образном повороте реки. Вначале, на плавном правом повороте, широкое русло реки с обилием надводных и подводных камней, затем прямой участок, на котором русло реки сжимается валунной отмелью с правого берега, а под левым берегом располагаются несколько крутых невысоких сливов. Затем, на резком правом повороте сильный прижим к отвесным скалам левого берега. Детальная разведка возможна по левому берегу. Плот заходил в порог правее центра, затем смещались за основной струей под левый берег, затем уходили от прижима, прижимаясь к валунам правого берега. После прохождения порога плот зачалился на правом берегу для страховки катамарана. Катамаран прошел порог аналогично. 
 Порог № 27 - несложный, с выраженной чистой струей. Проходили без разведки. 
 Порог № 28 - средней сложности с камнями в русле и большой скоростью. Разведка и страховка возможны по правому берегу. Шли без разведки. 
 Порог № 29 - средней сложности с резким валом на выходе. Разведка и страховка возможны по левому берегу. Шли без разведки. 
 Порог № 30 - простой, прямой порог. Шли без разведки. 
 Шиверы № 31,32 - средней сложности. Здесь нужно четко ориентироваться, т.к. сразу за шиверой № 32 на местном левом повороте сложный порог № 33(Мустафина). Хорошим ориентиром приближения к нему является завал леса на отвесной скале левого берега. Через 200...250 м после этого места необходимо зачалиться на правый берег для разведки порога № 33. 
Благополучно зачалившись в этом месте, группа оставила здесь суда и обнесла вещи за Каракемский мост. Здесь был организован первый базовый лагерь. Прохождение порога было отложено на следующий день. Оставшаяся часть дня была использована для проведения глубокой разведки до порога № 44 "Чертов мост". 
За два дна группой были пройдены первые 32 препятствия Язулинского каньона. Тактика сплава на этом участке состояла в том, что первым препятствия, в большинстве случаев без разведки, проходил плот. Затем, после разведки сложных препятствий, порог проходился катамараном, а экипаж плота страховал эти прохождения. Ввиду того, что начиная с порога № 33 сложность препятствий Язулинского каньона значительно возрастает, на этом участке реки группой была запланирована тактика, предполагающая наличие базовых лагерей,обнос вещей по берегу, прохождение препятствий на разгруженных судах. Основным "рабочим" берегом на этом отрезке каньона является правый берег, и лагерь, поставленный в этот день на правом берегу за Каракемским мостом, стал первым базовым лагерем. 
 31.07. Утром группа начала готовиться к прохождению порога № 33. 
Порог №33 - имени Мустафина. Расположен на местном левом повороте реки и представляет собой мощный прижим к скалам правого берега. Вода идет вдоль правого берега и сильно наваливает на два характерных выступа правобережной скалы, образуя мощную подушку и ряд косых сливов. Есть характерная дорожка из камней, проходящая по осевой порога. Эффективная страховка возможна с галечной отмели левого берега, так как после последнего слива основная струя устремляется именно сюда. Далее местный правый поворот и участок быстротока с отдельными камнями в красивом невысоком скальном коридоре. В конце порога мост. Плот успешно прошел порог по основной струе. Катамаран шел слева от осевой. В главном сливе с катамарана был смыт передний гребец Любимов С., но надежно сработала страховка с левого берега. Дополнительно, прохождение катамарана страховалось плотом, который был на плаву и располагался сразу за мостом. 
Сразу после прохождения порога начался сильный дождь. Это время было использовано для обеда и небольшой доработки плота. Во второй половине дня были обработаны препятствия № 34...39. 
 Шивера № 34 - расположена на прямом участке реки и начинается через 150 м от моста. Длина - 200...250 м. В средней части реки - остров с лесом. Основная протока - левая. В конце река уходит в плавный правый поворот. Возможно прохождение без разведки. 
 Шивера № 35 - расположена через 100...150 м от пр.№ 34 на прямом участке реки в сужении русла. Длина около 50 м. Возможно прохождение без разведки. После прохождения чалка на правый берег для разведки пр.№ 36. 
 Порог № 36 - простой, расположен через 50 м. после крутого правого поворота. Река в пороге делится галечной отмелью на две протоки. Основная протока - правая, в которой расположен прямой, чистый порог, имеющий характер горки с выходным узким желобом. За порогом чалка на правый берег для разведки пр.№ 37. 
 Порог № 37 - средней сложности. Начинается через 100...150 м от пр.№ 36 на правом повороте. Здесь река делится островом на две протоки. На острове кустарник и одна сосна. Правая протока мелководна. Левая протока в начале имеет характер слабой шиверы, в конце ее резко увеличивается уклон и она представляет собой лестницу вспененных сливов. В месте соединения проток расположена кульминационная часть порога. Здесь левее центра в русле стоят в ряд друг за другом крупные валуны. Порог можно проходить и левее этих валунов, и правее, но левый путь более опасен, т.к. на выходе есть узкие ворота, немного смещенные в сторону от линии движения и в них трудно попасть. Однако именно этим путем успешно преодолел порог экипаж плота. 
Катамаран преодолел порог правым вариантом, попадая на выходе в более крутую часть основного слива. Заканчивается порог участком быстротока с одиночными камнями, расположенном в скальном коридоре (высота стен 5...10 м.). В конце порога слева, под острым углом, в Чулышман впадает р.Каракем. После пр.№37 река уходит в плавный правый поворот. 
 Шивера № 38 - расположена через 150...200 м после поворота. Входная часть сильно замусорена камнями. Затем следует желоб из сливов в сужении русла. Проходили по центру, в основной струе. После прохождения чалка на правый берег для разведки пр.№ 39. 
 Порог № 39 - сложный порог с водопадным сливом в конце порога. Расположен через 200 м от пр.№ 38. Представляет из себя двойной прижим, вначале к скалам правого, затем к скалам левого берега. Крутизна основного слива меньше всего в левой части, но попасть туда трудно, так как левая часть русла на входе в слив сильно засорена камнями. В центре перед сливом группа надводных камней. На выходе из порога есть мощная бочка под правым берегом. После порога скальный коридор длиной 50 м. Чалка после коридора возможна как справа, так и слева. Страховка и разведка по правому берегу. Плот зашел в порог под левым берегом. Затем, используя "тень" за центральными надводными камнями, переместился в правую часть русла, где удачно зашел в основной слив. При прохождении основного слива, чтобы не попасть в бочку под правым берегом, плот был смещен в центр потока. Катамаран заходил в основной слив, "прыгая" через крайнюю правую обливную плиту. Здесь его развернуло "лагом", и в таком положении он прош„л кульминационную часть порога, едва не попав в опасную правобережную "бочку". Затем, оставив суда за пр.№39, группа вернулась в базовый лагерь. 
 1.08. Утро встретило нас хмурым тяжелым небом и вскоре пошел дождь,продолжавшийся до 12 часов. В 13.00 вышли на обнос рюкзаков во второй базовый лагерь. Через полтора часа установили его в районе препятствия № 48. После обеда вернулись в район препятствия № 39. Здесь нас ожидали две новости. Во-первых, сравнив сегодняшний характер пр.№ 39 с тем, что имело место вчера, мы пришли к выводу, что уровень воды в Чулышмане за прошедшие сутки существенно возрос. Учитывая дожди, сопровождавшие нас с самого начала похода, это было естественно. Однако мы не ожидали, что подъем произойдет так резко,одним скачком. Вторая новость состояла в том, что катамаран опять нуждался в ремонте. Очевидно, повреждения надувных элементов были получены при прохождении пр.№ 39 - последнего препятствия вчерашнего дня. Ремонт занял около 2.5 часов. Вечером были пройдены пр.№ 40...43, детальная разведка которых была проведена во время ремонта. 
 Порог № 40 - начинается в 50...70 м от пр.№ 39. Расположен на слабом правом повороте. Представляет из себя ряд сливов, несложный слалом. Река постепенно заходит в скальный коридор. Заканчивается порог пологим сливом высотой 1,5...2,0 м. Плот проходил порог первым. Затем встал на страховку после слива у скал левого берега. 
 Порог №41 - расположен на левом повороте в 50...70 м. от пр. № 40. Русло загромождено большими камнями, но чистые проходы есть везде. В середине порога река выходит из скального коридора. Появляется возможность страховки с обоих берегов. 
 Порог № 42 - короткий, мощный. Расположен через 30...40 м от пр.№ 41. Образован скальным сужением русла. В центре крупный обливной камень-плита. 
 30.07, когда уровень воды в Чулышмане был ниже среднего, существовал единственный вариант прохождения порога по правой части, где основная струя закладывает крутой вираж, огибая центральную плиту и образуя мощную подушку у правобережной скалы. Так как заход сюда осложнен грядой надводных камней, которые нужно обходить слева, порог требовал сложного слаломного прохождения. На момент обработки порога, в связи с подъемом уровня воды, появился левый вариант прохождения, по сливу между центральной плитой и левым берегом. Однако, необходимо было учитывать, что после слива судно получает мощнейший удар основной струей справа и будет прижиматься к левому берегу, где расположены опасные скальные выступы. Ниже слива основная струя описывает трек вдоль левого берега, создавая сильный навал на эти выступы. 
 Пороги №41 и 42 проходились в одной связке. Плот заходил в пр.№ 41 вдоль правого берега, а затем сместился влево, для правильного захода в пр. № 42. После удачного прохождения плот встал на левый берег. Была организована страховка. Катамаран прош„л порог аналогично, но зачалился на правый берег.После пр.№ 42 река уходит в правый поворот. Через 100...150 м начинается пр. № 43. 
 Порог-шивера № 43 - с обилием камней на входе и двумя крупными сливами в конце. В середине реки огромная отмель с лесом. Левая протока узкая, и появляется при большом уровне воды. Правая протока основная. Заканчивается пр.№ 43 в устье р.Верхний Кулаш. Первым препятствие проходил плот. Входную часть проходили, прижимаясь к центральной отмели, затем уходили вправо, и далее шли по струе правее центра русла.Сразу за устьем р.Верхний Кулаш зачалились на правый берег и организовали страховку прохождения катамарана. 
 2.08. Утром с 9.00 начали готовиться к прохождению порога-водопада "Чертов мост". Погода пасмурная. Идет мелкий дождь. Уровень воды в Чулышмане поднялся еще выше. За основным сливом "Чертова моста" появилась мощнейшая бочка с обратным валом. 
Порог № 44 ("Чертов мост)- входная часть порога достаточно проста и по технической сложности уступает целому ряду порогов уже пройденной части Язулинского каньона. Начинается входной шиверой длиной 250 м. Далее, почти на одной прямой, с незначительным смещением к правому берегу, находится гряда из двух глыб с полуобливным зубом между ними. За этой грядой камней река делится на три слива высотой до 2 м, разделенных скальными глыбами. Наиболее удобны для прохождения центральный и левый сливы. Затем, через 20 м, следует слив водопадного типа высотой 4 м. За сливом большой плес в каменной чаше. Далее река делает местный правый поворот, и здесь на прямом участке расположено пр. № 45. 
 Порог № 45 - технической сложности не представляет. Это чистый пологий слив с редкими камнями. За порогом улово под правым берегом. Именно здесь, перед прохождением пр.№ 44 плотом расположилась основная страховка. 
Плот удачно прошел входную часть порога и преодолел первый слив левым вариантом. После этого судно было нормально выставлено для прохождения основного слива. После слива из-за резкого торможения плота в бочке задние гребцы упали на переднюю площадку. Уже во время их полета плот начал медленно переворачиваться по основной осевой линии через правый борт. Очевидно, переворот произошел из-за навала воды, отбиваемой скалой правого берега, на правую часть передних баллонов. Первый передний баллон уже пересек 90-градусную отметку, второй передний баллон перпендикулярен уровню воды, средний баллон еще не достиг 90 градусов, а задний составляет с уровнем воды всего только 60...65 градусов. Возможно, что облегчение кормы вследствие падения задних гребцов оказало тоже какое-то влияние на процесс переворота, однако, безусловно, этот эксцесс не может являться основной причиной аварии. Благодаря фотографиям и кинофильму, позволившему детально проанализировать переворот плота, участники прохождения пришли к единодушному заключению: "В связи с большим уровнем воды "стихия" оказалась сильнее!". Это мнение подкреплено еще и тем, что за два дня до этого, когда уровень воды в Чулышмане был еще низким, "Чертов мост" был успешно пройден плотовым экипажем из г.Кемерово по аналогичной линии движения. Кемеровчане использовали плот, базовой конструкцией которого, так же как и нашего плота, является плот А.Сажнева. 
После переворота Яковец М.В. был отброшен от плота и самостоятельно выплыл на левый берег. Некоторое время плот находился без движения под скалой правого берега, что позволило оставшимся троим членам экипажа выбраться на него. Затем основная струя подхватила плот и он стал медленно перемещаться вместе с ней под левый берег,где "сел" на прибрежные надводные камни. С помощью "моркови" и основной веревки экипаж и плот были доставлены на левый берег. Следует особо отметить, что в экипаж, проходящий "Чертов мост", входила Валентина Казаченок, проявившая в аварийной ситуации выдержку и мужество, достойные мужчины. Оценив последствия переворота, мы отправились в базовый лагерь на обед (наличие моста в районе пр.№ 48 снимает все проблемы сообщения между берегами на этом участке). Последствия переворота: упущены две греби; сломаны три поперечины рамы плота; сильно разорван чехол заднего баллона в местах крепления вязок. Греби были выловлены экипажем катамарана еще до обеда. После обеда мы приступили к ремонту плота, однако нам помешал сильный грозовой дождь. Пришлось срочно возвращаться в базовый лагерь. В дороге нас застал град, очень крупный, величиной с хороший грецкий орех. 
 3.08. Большая часть дня была затрачена на ремонт плота. Затем, чтобы не возвращаться в базовый лагерь по неудобному левому берегу, плот прошел пр. № 45,46. 
 Порог № 46 ("Серп") - красивый порог средней сложности. Образован выходами коренных пород. Расположен на местном левом повороте в 30 м. от конца пр.№ 45. Представляет из себя мощный трек-прижим к скалам левого берега. Плот прошел пр.№ 45,46 в одной связке. После пр. № 46 чалка на правый берег на небольшой "пятачок" галечной отмели. Экипаж катамарана также занимался в этот день ремонтом, а затем обнес свое судно от устья р.Верхний Кулаш за пр.№ 45. 
 4.08. Утром экипаж катамарана обрабатывал пр. № 46,47 и входную часть пр.№ 48. Уровень воды в Чулышмане продолжал подниматься. 
 Порог № 47 - короткий порог, расположенный в 50 м. от пр. № 46. Носит локальный характер. Образован группой крупных надводных камней в центре русла, делящих реку на две части. Основная струя в правой части. Здесь мощный слив через подводную плиту и прижим к крупному камню правого берега. Левая часть уже, здесь два ярко выраженных чистых и более крутых, но не мощных слива. 
 Порог № 48 - сложный длинный порог. Начинается почти сразу за пр.№ 47. Расположен на прямом участке реки. В русле - большие камни. Проходы в основном под правым берегом. Наиболее сложен выход, расположенный прямо под мостом. Здесь - мощный прижим к скалам правого берега, а затем водопадный слив высотой около 1.5 м. После него - большое улово. Через 30...40 м расположен вход в пр. № 49. 
 Порог № 49 ("Оборотень") - короткий серьезный порог. Состоит из двух ступеней. В первой ступени крутая горка из сливов под левым берегом, после чего мощный прижим под нависающий карниз правого берега. Далее - центральная плита, запирающая порог в малую воду. В нашу воду струя по треку устремлялась с этой плиты под правый берег, где расположен еще один прижим (вторая ступень). Эффективная страховка возможна за порогом с выступающего мыса левого берега. Большой уровень воды сделал порог проходимым, но в то же время очень мощным и опасным, особенно для катамарана. Поэтому было решено, что катамаран не будет проходить порог. Так как выходная часть пр.№ 48 и пр. № 49 находятся в скальном коридоре, то для облегчения обноса было решено также, что катамаран не будет проходить пр.№ 48 до конца и будет зачален в районе базового лагеря. 
Пр. № 47 и входную часть пр. № 48 катамаран проходил в одной связке. Пр. № 47 было пройдено левым вариантом. Страховка прохождения осуществлялась по правому берегу. В районе базового лагеря находились в разных местах два чальщика. Экипаж катамарана успешно справился с поставленной перед ним задачей. 
Далее в одной связке были пройдены пр. № 47...50 экипажем плота. Основная страховка располагалась на левом берегу за пр.№ 49. Плот удачно прошел пр.№ 47 и 48, пр.№ 47 - правым вариантом. В пр.№ 49 из-за несогласованных действий носа и кормы плот уткнулся носом под карниз правого берега, сделал боевой разворот и благополучно, хотя и вперед кормой, скатился по треку с центральной плиты под правый берег. После прохождения второй ступени пр.№ 49 - прижима под правым берегом - плот сразу прошел пр.№ 50. 
 Порог № 50 - сравнительно простой. Расположен в 50 м от пр.№ 49 на прямом участке реки. На входе - пологий слив через всю реку. Его язык ближе к левому берегу, в центре большой обливной камень, в 5 м ниже его - бочка под левым берегом. Страховка возможна справа и слева. Плот прошел пр.50 левее центра и зачалился на левый берег. Страховка последующих препятствий на этом участке реки проводится с правого берега. Поэтому, пока страховщики переходили с берега на берег, экипаж плота смог детально обсудить причины не совсем удачного прохождения пр.№ 49. 
 Порог № 51 - сложный порог, по топографии напоминает порог № 33.Начинается крутой горкой. Левая часть русла забита валунами. Река описывает в пороге крутой трек под правым берегом. При этом вначале поток на резком местном левом повороте наваливает на выступ скалы правого берега, образуя мощную подушку, азатем, отразившись, бьет в правобережные скалы, расположенные ниже. На выходе суда подвергаются действию пересекающихся струй: навальной и отбойной. Страховка с правого берега. Плот заходил в порог, прижимаясь к валунам, расположенным в левой части русла. Далее - стандартная техника прохождения прижима. После порога зачалились на левый берег для детальной разведки пр.№ 52. 
 Порог № 52 - мощный, прямой. Расположен в 150...170 м от пр. № 51. Выходы коренных пород сжимают здесь реку до 8...10 м. Вода идет единым потоком, образуя мощный слив с крутым обратным валом. В конце порога небольшой навал на скалу правого берега и две простых ступени между обливными камнями. Разведка и страховка вохможны по обоим берегам. Плот прошел порог чисто и зачалился на правый берег для детальной разведки пр. № 53. 
  Порог № 53 ("Большие глыбы") - красивый, технически сложный порог. В малую воду возможен непроход для плота. На выходе из порога река делает местный правый поворот. Страховка, разведка и чалка после прохождения порога возможны на правый берег. После прохождения пр.№ 53 группа отправилась в лагерь на обед. По дороге нас застал грозовой дождь с градом. На время обеда природа успокоилась,но после обеда дождь пошел опять. К 18.00 дождь перестал. Экипаж катамарана обнес пр. № 48 и 49, после чего была организована страховка и катамаранщики прошли пр. № 50 и 51. При прохождении пр. № 51 катамаран был сильно прижат к правобережным скалам, но все обошлось благополучно. Уровень воды в Чулышмане продолжал подниматься. Оценив пр.№ 52 и 53 как очень мощные и опасные для катамарана, мы отложили их прохождения на утро, надеясь при этом, что утром уровень воды будет меньше. На обратной дороге в лагерь - опять дождь, а поздно вечером - дождь с градом. 
  5.08. Утром уровень воды в Чулышмане оказался еще выше, чем в предыдущий вечер, поэтому от прохождения катамараном пр.№ 52 и 53 пришлось отказаться вообще. В 10.00 группа вышла на перенос базового лагеря в район пр. № 62. Вначале путь идет по верхней тропе, затем, в 150...200 м ниже впадения левого притока Мал. Каракем, где Чулышман делает правый поворот, необходимо спуститься вниз. Далее, по нижней тропе, проходим вдоль порога-прижима № 61 и выходим на хорошую полку. Лагерь поставили в 12 часов в 50...70 м ниже выходной части пр.№ 62. Обед. 
После обеда группа разделилась на 3 части. Руководитель провел детальную разведку участка реки от пр.№ 60 до пр.№ 53, найдя при этом наименее трудоемкий путь обноса пр.№ 58 и 59 по правому берегу. Экипаж плота отремонтировал один из надувных элементов переднего баллона. Экипаж катамарана обнес свое судно за пр. № 53. Выходя в район чалки плота, я встретил группу из г.Новосибирска под руководством А.Сажнева. Они начинали свой маршрут от п.Язула, а в каньон ходили осмотреть пороги. Договорился с ними, что они окажут нам помощь в фото-кино-съемке и страховке при прохождении нашим плотом каскада препятствий № 54...57. Эти препятствия проходились нами в одной связке. 
  Шивера № 54 - расположена на прямом участке реки. Длина 300...380 м В нашу воду шивера была затоплена. На ней стояли валы до 2 м. Проходили по центру. 
  Порог № 55 ("Камень с дыркой") - порог средней сложности. Начало представляет собой шиверу, затопленную в нашу воду. Затем река делает местный левый поворот, образуя прижим к невысоким отвесным скалам правого берега. Прижим осложнен двумя крупными камнями в русле, делящими струю на три рукава. Левый - мелководен. Центральный - мощный слив между камнями. Правый - узкий чистый слив между береговой скалой и камнем с дыркой. Мы проходили центральным сливом. На выходе из порога река уходит в каньон, который тянется до конца пр. № 60. 
  Порог № 56 - прямой узкий и мощный слив с сильной бочкой за ним. Расположен в 30...40 м от пр. № 55. Заходили в порог чуть левее центра. 
  Порог № 57 - средней сложности, но очень мощный в нашу воду. Река разделена здесь на два рукава большим скальным обломком. В правом рукаве - мощный водопад высотой два метра, за ним сильная бочка. В левом - чистый пологий слив. Заходили в порог, прижимаясь к левому берегу. После прохождения слива, используя "тень" за скальным обломком, перегребли под правый берег для чалки перед пр.№ 58. 
  Порог № 58 ("Три Вовы") - начинается сразу за порогом № 57 водопадным сливом высотой около 1.5 м. Затем струя уходит в центр русла и через 20...30 м. падает с 5 метровой высоты. Водопад очень внушителен: в среднюю воду поток сначала сходит с уступа под углом 45 S0О T, а затем, рассеченный на две части острым выступом скалы "зубом", вертикально падает вниз. В нашу воду "зуб" был затоплен. Водопад представлял из себя однородный слив под углом 70...75 S0О T. Кроме того, под левым бере- гом открылась более пологая (градусов 50...60) протока, представляющая из себя правый трек с "лестницей" из невысоких, но крутых сливов. Ниже в сливах огромная чаша в скалах, в которой хаотически перемешивается вода. В конце чаши небольшой пл„с около 10...20 м, и начинается порог № 59. 
  Порог № 59 - сложнейший порог, непроход в малую и среднюю воду. Два крутых и высоких слива. В среднюю воду последний из них разбивается об огромную полуобливную глыбу, оставляя два узких, менее 1.5 м. про- хода у обоих берегов. Вода, отражаясь от этой глыбы, уходит под скалы, где пропилила щели-карнизы. В нашу воду на полуобливной глыбе стоял огромный водяной пузырь. 
В принципе каскад из пр. № 58 и 59 был проходим в нашу воду для такого над„жного судна, как плот, которым располагала команда. Оптимальная линия движения для прохождения обоих препятствий располагается под девым берегом. Однако, учитывая полученные перед выходом на маршрут пожелания МКК, мы решили обнести эти препятствия. После прохождения пр. № 57 плот успешно зачалился в улове под правым берегом за 25 м. до основного слива "Трех Вов". Плот был вытащен на берег, баллоны отвязаны, и затем рама плота и баллоны были обнесены за пр. № 59. Здесь, за 25...30 м. до начала пр.№ 60, на пологой скале с уступом, плот был собран заново и спущен на воду. Вечером этого же дня плот прошел порог № 60, а экипаж катамарана обнес свое судно за это препятствие. 
  Порог № 60 - длинный, сложный порог. Начинается сливом 2.5...3 м. Далее в центре находится большой полуобливной камень. После этого скальный коридор делает местный левый поворот. Левая часть русла замусорена камнями, в правой части - мощнейший прижим к выступающим скалам правого берега. В нашу воду здесь стоял вал до 2...2.5 м. В конце порога слева впадает Мал. Каракем. Река делает поворот направо, после которого ид„т 40...50 м. быстротока в понижающемся скальном коридоре. 
Плот зашел в начальный слив под левым берегом, а затем сместился под правый для правильного захода в прижим. В конце порога, после быстротока, чуть выше улова под правым берегом, располагался чальщик, обеспечивший нормальную чалку плота. На этом мы закончили работу. Ее значительный объем стал возможен благодаря хорошей, недождливой погоде этого дня, второго погожего дня за весь поход. 
  6.08. Утром опять дождь, после которого была проведена разведка каньона до пр. № 71. После обеда экипаж плота приступил к обработке пр. № 61...67. Экипаж катамарана обеспечивас страховку прохождений. 
  Порог № 61 - сложный, длинный, по топографии напоминает пороги № 33 и № 51. Расположен на левом повороте реки. Состоит из двух ступеней. Первая начинаеися простой шиверой, где основная, хорошо выраженная струя проходит ряд довольно широких ворот между невысокими камнями. Затем в начале левого поворота реки русло перегорожено двумя грядами больших камней. В центре первой гряды лежит большой скальный обломок. Проходы есть и справа, и слева от него. В центре второй гряды лежит крупный острый зуб, вспарывающий поток. Если заходить в порог правее обломка, то нужно обходить этот зуб справа, а потом уходить от навала на скалы правого берега. На выходе первой ступени чистая струя с валом. Вторая ступень проще: это плавный поворот реки с быстрой мощной струей. В конце второй ступени в реку с правого берега вдаются скалы. За ними образуется значительное улово. Здесь удобно страховать. Плот заходил в порог левее скального обломка, затем шли центром струи. Прошли порог чисто. Метров через 70 начинается следующий порог. 
  Порог № 62 - мощный порог с "изюминкой". Начало порога - простая горка. Затем русло сжимается значительным количеством валунов, расположенных в левой части реки. Мощная основная струя идет под правым берегом. Уклон значителен. За 25...30 м. до выходной части порога мощная бочка в центре. На выходе слив через левую обливную плиту, мощ- ная бочка, а правая часть струи описывает трек, наваливая на сильно выступающий большой правобережный камень ("изюминку"). Заходили вдоль правого берега, затем сместились в центр. Корма была заброшена в цен- тральную бочку, благодаря чему нос был отбит левой струей под правый берег. Это облегчило правильный вход в трек и обход опасной бочки под левым берегом. Страховка располагалась на правом берегу возле большого улова в 30 м. от базового лагеря. 
 Шивера № 63 - простая пологая горка, расположеннная через 40 м. после пр.№ 62 на прямом участке реки. В нашу воду на ней стоял вал 1.0...1.5 м. Затем река уходит в крутой левый поворот. В конце шиверы несильный прижим к скалам правого берега. 
  Порог № 64 - короткий, мощный. Расположен за левым поворотом реки сразу же за пр.№ 63. Начинается косым сливом 1.5 м. С левой стороны - выходы коренных пород, большие камни. Через 15...20 м. второй слив, в центре которого стомт "зуб", делящий поток на две части. Левые ворота более узкие, но сюда идет основная струя. Затем река делает правый поворот. В русле - огромные камни, небольшие сливы, вал. 
Плот проходил пр.№ 63,64 в одной связке. Пр. № 63 проходили по центру. Первый слив пр.№ 64 проходили в левой части, затем в левые ворота между "зубом" и выходами коренных пород. В конце порога сместились под левый берег, и через 50...60 м. зачалились в первом улове левого берега для детальной разведки пр.№ 65,66. После чалки выяснилось, что чехол заднего баллона разош„лся по шву на длину около 80 см. Используя ремнабор, который постоянно находится на судне, экипаж приступил к ремонту. Руководитель отправился на разведку, а группа страховки за пр.№ 67. 
  Порог № 65- технически сложный. Расположен через 70 м. от поворота. Начинается разгонной несложной шиверой. Проход есть вдоль левого берега. Далее - мощный слив высотой 1.5...1.8 м, сразу за которым поток наваливает на большой центральный камень. Через 6...8 м. еще один 1.5 метровый слив, разделенный двумя крупными камнями на 3 части. После слива струя уходит под правый берег, а скальный каньон делает местный левый поворот. Через 20...25 м. расположено пр. № 66. 
  Порог № 66 ("Винт") - технически очень сложный. В среднюю воду представляет из себя водопад высотой около 3 м, разделенный пополам скальным зубом. После водопада вода мощно наваливает на левобережную плиту, закручиваясь в продольном направлении и образуя своеобразную водяную трубу. В нашу воду под центральной частью слива располагалась мощная воронка, а левая часть струи обливала левобережную плиту, образуя мощный наклонный трек с горкой в конце, который огибал центральную воронку. Далее следует двойной прижим к выступающим утесам правого, а затем левого берега. Затем до крутого левого поворота идет участок быстротока длиной 90...120 м. Здесь расположены сливы через одиночные камни. Сразу за поворотом - порог-водопад "Таганай". 
  Порог № 67 - порог-водопад "Таганай" в нашу воду представлял из себя чистый пологий слив высотой около 2.5 м. За водопадом большое улово под правым берегом. Плот проходил пр.№ 65...67 в одной связке. В пр. № 65 заходили под левым берегом, затем смещались в центр. Первый слив пр.№ 65 проходили левой частью, еще в сливе забросили нос плота еще левее и удачно ушли от большого центрального камня, который располагается сразу за сливом. Второй слив пр. № 65 проходили центральными воротами. После прохождения плот отбросило к правому берегу. Энергтчно перегребли струю и абсолютно точно зашли на трек через левобережную плиту пр.№ 66.Прохождение порога-водопада "Таганай" не составило большого труда. Плот был выставлен заранее и аккуратно зашел в центральную часть слива. После порога - чалка на правый берег. На этом рабочий день был закончен. Погода в течение дня была хорошей. Природа, как бы понимая сложность проходимого нами в этот день участка, решила не создавать нам дополнительных трудностей. Но вечером опять пошел дождь. 
  7.08. Утром сделали обнос рюкзаков в район пр. № 71. После этого плот в одной связке прошел пр. № 68,69. 
  Порог № 68 - сложный длинный порог. В начале порога крутая горка со сливами на обливных камнях. Затем основная струя идет вдоль левого берега, минуя ряд ворот и сливов. Плот проходил порог от правого берега в центр, а затем влево. 
  Порог № 69 - простой, короткий слив.Пройден чисто. Разведка и страховка возможны по правому берегу. После прохождения чалка в улове под правым берегом. 
  Порог № 70 - средней сложности. В левой части порога - довольно пологий слив высотой около 2.5 м. с обливным камнем. В правой части слив более полог. Технически порог довольно прост, но после него очень сложно вытаскивать плот наверх. Поэтому мы отказались от его прохождения и обнесли пороги № 70 и 71 по правому берегу. 
  Порог№ 71 - красивый порог-непроход в скальном каньоне. На входе - огромная центральная глыба, по форме напоминающая пирамиду. Проход между ней и левым берегом слишком узок. Правые ворота "замкнуты" полу-обливной плитой, имеющей в правой части выступающее образование в виде "зуба". Еще вчера этот зуб обливался, что создавало возможность прохождения порога. Но, видимо в результате неплохой погоды за последние два дня, уровень воды в Чулышмане несколько понизился. Порог стал непроходим. Обнос производили с частичной разборкой плота по "традиционному пути". От конца пр.№ 69 подъем на правобережную полку, затем обнос до конца пр.№ 71, и крутой спуск по просеке. После обноса сделали обед и обсудили вопрос о дальнейшей работе экипажа катамарана, судно которого находилось перед пр.№ 61. Уровень воды несколько снизился, что открывало определенные возможности. Можно было пройти красивые пороги 61 и 62, сделать обнос участка с пр. № 64...67, далее пройти пороги № 68, 69, и после обноса пр. 70,71 вместе с плотом обработать заключительную часть Язулинского каньона. Необходимость обноса первого участка диктовалась тем, что после мощного порога № 64 невозможно организовать эффективную страховку с правого берега. Река здесь течет в скальном коридоре, а основная струя проходит под левым берегом. В случае совместного прохождения этого участка плотом и катамараном эффективную страховку можно было бы поставить на левом берегу, там, где перед прохождением пр. № 65...67 был зачален плот. Сейчас же, в случае аварии в пр. № 64, перевернутый катамаран однозначно бы уходил в сложный и опасный каскад порогов. Экипаж катамарана отказался от предложенного руководителем плана работы, мотивировав свое решение сложностью обноса участка с пр.№ 65...67 и неинтересностью в спортивном отношении оставшегося участка Язулинского каньона. Поскольку хороший подъем на верхнюю тропу, ведущую к концу каньона через пос. Язула располагается за пр. № 60, прохождение порогов № 61,62 также потеряло смысл для экипажа катамарана. 
  Итак, было решено, что на следующий день экипаж катамарана обнесет свое судно от пр. № 60 и до конца Язулинского каньона по верхней тропе. После "собрания" экипаж катамарана отправился обносить свои рюкзаки к концу Язулинского каньона, а плотовики приступили к сборке своего судна. Оставшиеся пороги было решено пройти на плоту, груженном рюкзаками. 
  Шивера № 72 - сильно засорена камнями. Вдоль правого берега есть более или менее чистый проход. В конце шиверы на правом берегу огромная воронкообразная осыпь. Далее река делает резкий левый поворот. От этого места и до устья р. Верх. Тартагай река течет в ущелье с высотой стен 100...150 м. Проходили шиверу под правым берегом, затем энергично сместились в центр и зачалились на левый берег за 10 м. до входного слива пр.№ 73. Провели разведку порога. 
 Порог № 73 - сложный, длинный порог. Начинается крутым, до 2 м. высотой, сливом. Правая часть слива особенно крутая, левая - осложнена полуобливными камнями. Ярко выражена центральная часть - "язык". Слив проходили по центру. Далее в пороге - расположенные друг за другом два больших камня-"дома", на которые наваливает струя, на выходе несильный прижим к правому берегу. В конце порога поворот реки направо. 
  Пороги № 74,75,76 - простые пороги. Линии движения видны с воды. 
 Порог № 77 - порог средней сложности в скальном коридоре на крутом левом повороте реки. Вода просачивается через скальную гряду, образующую подпор, поэтому струя идет поперек русла справа налево. Затем вода отбрасывается скальным выступом левого берега к центру. Проходили левой частью. 
  Шиверы № 78,79,80 - простые препятствия, шли с ходу. Берега выполаживаются - это конец Язулинского каньона. Плот был зачален на правый берег в 300-х м. выше моста через реку Чулышман. Здесь уже начали разбивать бивак подошедшие чуть раньше катамаранщики. На левом берегу стоит лагерь катамаранной группы из г. Риги, вышедшей сюда через хребет после прохождения верховьев р.Башкаус.


"Водный туризм" На главную страницу