Итоги путешествия, выводы, рекомендации.


    После последней в этом походе чалки плота на мысе Кырсай сбылась наша мечта, для осуществления которой мы целенаправленно работали в течение последних полутора лет. Чулышман пройден! И это является главным итогом путешествия. 
 Поход проведен в тяжелых метеорологических условиях. За 22 дня, в течение которых мы прошли активную часть маршрута, природа "побаловала" нас всего четырьмя погожими деньками. Три раза шел град. 
  Дожди существенно повлияли на водный режим р.Чулышман. Планируя сроки путушествия, мы надеялись пройти маршрут по наиболее оптимальному, среднему уровню воды. Однако, ввиду предшествующей походу засухи на Алтае, верхнюю часть Язулинского каньона до пр. № 33 пришлось проходить по очень низкой воде, что серьезно осложнило этот участок. В то же время уже шли проливные дожди, и к моменту обработки наиболее серьезных препятствий (начиная с пр. № 44 "Чертов мост) установился высокий уровень воды, который к тому же постоянно возрастал. В конце концов, именно из-за этого мы были вынуждены обнести порог "Каша". Следует попутно отметить, что использование базовых лагерей при обработке Язулинского каньона кроме общеизвестных преимуществ позволило нам эффективно бороться с непогодой. Пережидая очередной дождь в лагере, группа буквально "ловила" промежутки хорошей погоды для прохождения запланированных участков. 
  Отлично справился со своими задачами экипаж плота. В Язулинском каньоне им были сделаны всего два "традиционных" обноса: связка из порога-водопада № 58 "Три Вовы" и порога № 59, и связка из порога № 70 и порога-непрохода № 71. Причины переворота плота в пороге № 44 "Чертов мост" подробно рассмотрены в описании пути. К этому следует добавить, что высокий уровень воды имел не только свои минусы. Именно благодаря ему нам удалось успешно пройти порог № 66 "Винт", что является, по нашим сведениям, первопрохождением для г.Омска. 
  Безусловно, что для экипажа плота данный маршрут соответствует 6 к.с. 
  Как уже отмечалось ранее, получилось так, что катамаран в этом походе являлся скорее вспомогательным судном. Конструкция судна и степень подготовленности экипажа не позволили ему пройти основные пороги, определяющие сложность маршрута по имевшей место высокой воде. После препятствия "Каша" катамаран был вообще разобран, а его экипаж продолжил сплав на плоту в качестве пассажиров. Однако объем работы, выполненный катамаранщиками в верховьях Язулинского каньона в сочетании с прохождением Шавлинского ущелья, позволяет оценить этот маршрут для экипажа катамарана 5 к.с. 
  В заключение необходимо сказать, что маршрут требует от группы больших профессиональных навыков сплава по сложным рекам, а от участников похода высокой физической подготовленности, психологической совмести- мости и высоких моральных качеств. 

Желаем удачных путешествий по р.Чулышман!


"Водный туризм" На главную страницу