Страна сказочных Троллей,
страна прекрасных фьордов, страна захватывающих водопадов,
горная страна викингов - Норвегeия.


       Есть вершины, которые притягивают к себе людей и заставляют одних совершать дерзкие восхождения , других прыжки с парапланом, третьих спуск на лыжах... Стена Троллей - не исключение. Крутизна такая , что смельчаки совершают затяжные прыжки с парашутом.

      Легенды говорят , что в этом замечательном краю жили Тролли. И за какие-то грехи длинноносых, лохматых и веселых человечков превратили в эти скалы. Изрезанные шпили и башни напоминают острые когти. Тролли сопротивлялись и не хотели быть каменными изваяниями. Поэтому стены изрезаны устрашающими карнизами и внутренними углами.

      Стена Троллей находится на Западном побережье Норвегии, в районе с красивым
названием Romsdal, возле маленького городка Andalsnes с одноименным названием 
глубокого фьорда с голубой водой.

      Troll входит в группу "Big wall". Чтобы понять что это за группа, продолжим список стен. Транго Тауэр, Сьерро Торе, Эль Капитан-это самые знаменитые сложные стены в мире. Эти стены требуют максимальной Концентрации сил, воли, духа, желания, наглости....

      Большая длина маршрута , крутизна, сложный рельеф для преодоления, малое количество полок, нет воды на маршруте, или наоборот её слишком много ... Расчитывать ты можешь только на себя, и помощь врядли придет во время.

      С июля 1965 г. когда начала осваиваться эта стена сразу двумя командами норвежской и британской , Troll прошли немногие.

      На самую сложную и продолжительную TROLLRIGEN WALL было проложеновсего 3 маршрута:

      1965 - Норвежский - самый левый VI,5.10.А3 ( Три восхождения)
      1200м - 11 дней (L.Pettersen, O.Eliassen, I.Teigland и O.Enersen) 
                                Зимой не пройден.
      1967 - Французский путь 1100 м,VI, 5.10.А4 - 21 день (4-5 восхождений)
            (V.Boussard, I. Brunet, Patrick Cordier, C.Paluba, I.Frehel) вариант  прямого окончания добавлен польской командой , зима 1973г..
      1972 - THE ARCH WALL- 1100м, VI.5.11-, А4+ братья Ed и Hugh Drummond в  борьбе с сильной непогодой прошли за 20 дней. Зимой пройден в 1994г. польской     командой.
          И вот на всех "Big wall" не было ни одного русского маршрута. 
          Теперь на Troll Wall в Норвегии пройдены 2 руских маршрута.

14, 15, 17- 25.07.1997 - Русский маршрут -1150м, VI.5.10. А4. 
11дней сделали Ручкин Александр- Кошеленко Юрий.

14,15,17-19.07,1.-8.08.97 - м.Балтика 1300м .VI.5.10.А3. 
13 дней прошли Одинцов Александр- Потанькин Игорь.

      Небольшой группой лиц задуман и начал осуществляться Русский проект "Стены мира - новыми маршрутами". Приехав в Норвегию мы остановили свой выбор на прекрасном и удобном Trollvegen campinge, который находится прямо под стеной. Норвежцы приняли нас с радушием и удивлением, мы оказались первыми русскими восходителями, да ещё и маршруты хотим проложить свои.

     А сначала были долгие телефонные переговоры, сборы, открытие виз. И как всегда все не так гладко как хотелось. Встреча команды в полном составе произошла в г.Осло, так как некоторые climberы не успели сделать транзитные визы и пришлось догонять на самолете. 
А нормальные climberы на двух машинах, стартанув в С.Петербурге 
за 2 дня достигли Норвегии пересекли Финляндию и Швецию, да ещё покатались на пароме. Пришла пора познакомиться с действующими лицами этого проекта:

А.Одинцов - главный организатор проекта. 
И.Самойленко - высотный оператор и специалист по западным отношениям. 
Л.Крестина - доктор, кок.

А.Одинцов - И.Потанькин - связка грозившая сделать новые маршруты.

А.Ручкин - Ю.Кошеленко вторая связка грозившая сделать   не менее чем новый маршрут.

Спонсоры: _________________________________ здесь может быть Ваше имя. 
Все вместе - Русский проект "Стены мира- новыми маршрутами", люди, которые хотят показать, что русские - не лыком шиты и могут совершать первопроходы не только у себя, а на Севере, Западе и т.д..

      Гималайский бум затмил много интересного в том числе и первопрохождения сложнейших стен. У нас нет маршрутов, оторыми бы гордились не только русские (за исключением Гималаев). В любом интересном горном районе мира на стенах есть французские, американские, словенские маршруты, а наших русских нет. Пора, наконец, заявить о себе!

      Первый шаг в выполнении этой программы TROLL WALL. 
Troll- загадочен как и сама легенда. Несмотря на расчлененный рельеф и пояса полок- стена постоянно нависает. Все щели забиты землей с буйной растительностью, что затрудняет продвижение. Приходилось сначала заниматься земледелием, ассенизаторством и только потом убеждаться, а щель ли это вообще. Руки и лица были грязные, а из штанов приходилось каждый вечер высыпать то, что в течение дня засыпалось за шиворот. Отвесный рельеф, забитые щели, отсутствие воды на стене делает первопрoхождение длительным от 10 дней и больше.

      Ни разу и нигде мне неприходилось видеть как при работе первого восходителя сначала летят пучки травы, куски земли, камни. Всё это забрасывается за спину и летит вниз - как у земельно- травяной очистительной машины. За этой работой забываешь кто ты, climber или высотный садовод-очиститель. Когда ты берешься за френду или крюк - вспоминаешь - ты climber. Но поднявшись к новой очередной клумбе опять забываешь кто ты?

      Чтобы снять фильм и заинтересовать людей этой программой, нижнюю часть стены обрабатывали. А И.Самойленко записывал на камеру работу на маршруте. Два дня обработки, день отдыха и отрыв прошли успешно. Если не считать, что во время обработки бакланы скушали почти все продукты, а что не понравилось разбросали по склону. Хоть стена северная и солнце на ней бывает только рано утром всего 1 час. Снега и воды нет, поэтому приходиться брать воду с собой, а это 25-30кг. Один из плюсов TROLL WALL, 
Норвегии - это белые ночи. Нет того предночного аврала, когда заработался и на тебя вдруг свалилась ночь. И в кромешной тьме делается ночевка. Здесь можно работать и ночью, только выматываешься гораздо раньше и о работе ночью не возникает мысли. На каждой веревке карнизы.

1. Русский маршрут проходит между 2-мя сложными маршрутами ранцузским и Arch wall до середины стены. Пересекается с ними и идет по верхней правой части еще не проиденным никем путем через самый большой карниз на стене.

    Юра у которого много серьезных восхождений и первопроходов на Хан-Тенгри, Аксу, Шхельду... говорит , что карнизов на маршруте столько сколько до этого на всех пройденных стенах вместе взятых. Маршрут проходит практически по прямой, по щелям - слабым местам в стене. Также использовались скайхуки для перехода из щели в щель. Веревки в основном нависающие, есть 5 карнизов на одной.

    Огромный карниз, вылет которого метров 8-10 преодолевался в несколько этапов. А если учесть, что и подход был под него не положительным, с преодолением пары карнизиков, то вылет получился 13 метров, где попотеть пришлось и второму восходителю. Некоторые участки возможно и проходятся свободным лазанием, но расчищать и лезть практически невозможно. Но был и Free climbing, когда стена ложилась до 90 градусов и можно было на мизерах, или больших отколах (где растительность не могла зацепиться) пролезть не расчищая. Балтика и русский маршруты на станциях в основном пробиты "PETZLями" т.к. приходилось вытаскивать много груза, да и страшновато как-то.
    У "Балтики" очень сложное начало. И проходит по центру нависающего треугольника, как бы приставленного к основной стене. Первых девять веревок (Одинцов-Потанькин) обрабатывали 5 дней. Попытки пройти этот участок стены до этого заканчивались неудачно. Упорству наших ребят нет предела. Много было шлямбурной и скайхучной работы чтобы преодолеть "пузо" - нависание в центре этого треугольника. Чтобы понять крутизну стены скажу, что обработанные веревки перелетали снежник метров 15 , находящийся под основанием стены. Средняя часть у балтики поспокойней - просто отвесная и тоже с карнизами (если это можно назвать спокойным). Заключительная часть- отдыхающая (70-80 градусов) после таких нависаний.

    Так был сделан первый шаг в выполнении большой программы - новые маршруты русских на стенах мира.
 

Ноme page  | Ак-су  | Два маршрута на Grand Capucin  | Зимний вояж
| Северная стена Свободной Кореи  | Cтена троллей